Подобрать инструмент для гравировки камня, используемого для изготовления надгробий, всегда представляло собой определенную сложность. Специфика той или иной породы – к примеру, твердость гранита или хрупкость мрамора – не позволяли использовать для этих целей одно и то же универсальное средство для работы с заготовками. Кроме того, различные задачи (выполнение надписей, изображений, растушевка) вкупе с новыми породами используемых горных пород требовали постоянного увеличения арсенала мастера.

 

Инструмент для камня и специфика выполняемых изображений

Гравирование текста на поверхности камня – номинально более простая операция ввиду меньшей площади букв и равномерности их исполнения (нет необходимости выполнять полутона и тени). С такими задачами не возникает особых проблем, если текст вырубается вручную при помощи скарпели либо гравируется станком. Но если в распоряжении мастера пучок победитовых спиц либо ручная гравировальная машинка, результат работы будет напрямую связан с опытом и личными профессиональными качествами исполнителя.

Гравирование изображений требует подбора особенного инструмента для работы с камнем под различные задачи. Этот процесс более трудоемкий ввиду необходимости выполнения криволинейных следов на заготовке, выполнения плавных переходов, теней и полутонов. Последние выполняются только различным количеством ударов спиц либо алмазной гравировальной иглы по рабочей поверхности заготовки. Чем их больше, тем светлее конечный участок.

Cтанок  Миртелс LT5060

Cтанок Миртелс LT5060

Лазерно-ударные гравировальные станки
Cтанок  Миртелс LT60120

Cтанок Миртелс LT60120

Лазерно-ударные гравировальные станки
Cтанок  Миртелс LT60120M

Cтанок Миртелс LT60120M

Лазерно-ударные гравировальные станки
Cтанок  Миртелс T5060

Cтанок Миртелс T5060

Ударно-гравировальные станки
Cтанок Миртелс  T60120

Cтанок Миртелс T60120

Ударно-гравировальные станки
Cтанок Миртелс  TС60120

Cтанок Миртелс TС60120

Ударно-гравировальные станки
Cтанок Миртелс LT90170

Cтанок Миртелс LT90170

Лазерно-ударные гравировальные станки
Cтанок Миртелс T3040

Cтанок Миртелс T3040

Ударно-гравировальные станки
Cтанок Миртелс T90170

Cтанок Миртелс T90170

Ударно-гравировальные станки
Cтанок Миртелс TС5060

Cтанок Миртелс TС5060

Ударно-гравировальные станки
Cтанок Миртелс TС90170

Cтанок Миртелс TС90170

Ударно-гравировальные станки
Принтер Миртелс ВСС М101

Принтер Миртелс ВСС М101

Керамические принтеры
Принтер Миртелс ВСС М102

Принтер Миртелс ВСС М102

Керамические принтеры
Принтер Миртелс ВСС М103

Принтер Миртелс ВСС М103

Керамические принтеры
Станок  Миртелс L60120

Станок Миртелс L60120

Лазерные гравировальные станки
Станок  Миртелс L90170

Станок Миртелс L90170

Лазерные гравировальные станки
Станок Архимед D120 от Миртелс

Станок Архимед D120 от Миртелс

Фрезерные станки по камню
Станок Архимед D150 от Миртелс

Станок Архимед D150 от Миртелс

Фрезерные станки по камню
Станок Архимед D70 от Миртелс

Станок Архимед D70 от Миртелс

Фрезерные станки по камню
Станок Миртелс L5060

Станок Миртелс L5060

Лазерные гравировальные станки
Станок Миртелс L60120M

Станок Миртелс L60120M

Лазерные гравировальные станки

 

Инструмент для камня при ручной обработке

Ручная гравировка напрямую зависит от профессиональных качеств исполнителя. Зона его ответственности велика – он должен обеспечить соответствие пропорций изображения и максимальное сходство результата работы с исходным портретом или иными рисунками. Поэтому инструмент по камню при выполнении обработки различных пород вручную должен быть прочным и точным (в частности, иметь небольшую зону контакта с обрабатываемым материалом).

Наиболее популярными ручными инструментами для гравировки на камне являются:

  • Скарпели;
  • Победитовые спицы;
  • Чертилки;
  • Машинки для гравировки камня (матовки, виброгравёры).

Скарпель представляют собой долото из твердых сплавов, обладающее прямой, зубчатой либо фигурной режущей кромкой. Такой инструмент для натурального камня используется для выполнения текста, углубления основных линий рисунка или нанесения рельефных элементов орнамента.

Победитовые спицы также являются обязательным компонентом арсенала мастера-гравировщика. Они представляют собой выполненные из победита целиком или частично (ударная часть) заостренные металлические прутки для выполнения оттенков и полутонов. Спицы связывают в пучки и пробивают таким образом однотипные участки конечного изображения.

Чертилки представляют собой металлический инструмент для камня, при помощи которого выполняется предварительная разметка зон будущего изображения. Кроме того, они применяются непосредственно и при гравировочном процессе – например, для детальной прорисовки волос на портретах усопшего.

Пневматические или электрические граверы – машинки ударного типа, оснащенные алмазной иглой. Такой вариант инструмента применяется для выполнения мелких деталей, тонких линий, прорисовки силуэтов и контуров рисунка. Его применение характеризуется небольшой глубиной воздействия. Поэтому зачастую требуется несколько обходов контура изображения, чтобы конечный результат работы гравировщика сохранил свою четкость на долгие годы.

 

Станки с ЧПУ как передовой инструмент для обработки камня

Все ранее перечисленные инструменты и методы обработки каменных заготовок являются пережитком прошлого.

Механическая гравировка изображений на памятниках и надгробиях, выполняемая на специализированных станках с ЧПУ, представляет собой существенно более прогрессивный метод решения подобных задач. Автоматическое выполнение обработки камня отличается целым рядом преимуществ, основными из которых являются

  • Высочайшая точность и натуралистичность изображения;
  • Отсутствие ошибок, вызванных человеческим фактором;
  • Отсутствие необходимости в исполнителе с высокой квалификацией;
  • Снижение трудоемкости и времени выполнения гравировки;
  • Существенное снижение себестоимости работ.

Различные типы станков выполняют свою задачу, используя различные по способу воздействия инструменты. В отношении этого фактора можно говорить про:

  • Пескоструйные аппараты;
  • Ударно-гравировальные станки;
  • Лазерные станки для гравировки камня;
  • Комбинированные лазерно-ударные станки с ЧПУ.

Пескоструйные аппараты не имеют непосредственного отношения к гравировальному процессу. Тем не менее, они еще используются для выполнения наиболее простых элементов – орнаментов, текстов, отдельных фрагментов изображений. Их воздействие на поверхность заготовки осуществляется при помощи контакта с ней воздушно-абразивной струи. Участки, которые не должны обрабатываться, защищаются при помощи закрепленных шаблонов. Конечный результат обработки получается однотонным.

 

Ударно-гравировальные станки, широкий спектр которых предлагает компания Миртелс, наносят изображение на заготовку путем удара по ней алмазной иглой. Сила и место удара задается специальной программой. Различные глубины скола каменной заготовки передают полутона и оттенки, что формирует в итоге весьма четкое и контрастное изображение. При необходимости отдельные участки гравировки обрабатываются повторно. Результат такой обработки является очень достоверным и сохраняет четкость на многие годы несмотря на разрушительное атмосферное влияние.

Лазерные гравировальные станки по камню, также представленные в нашем каталоге несколькими моделями, предлагают наиболее производительный и скоростной метод формирования рисунка. Оно формируется путем температурного воздействия высокотемпературным лазерным лучом на поверхность камня. Преимуществом этого метода является бесконтактность воздействия. Некоторые используемые в ритуальном бизнесе горные породы (например, мрамор ввиду его хрупкости) другими способами гравировать затруднительно. И тогда лазер действительно выручает.

 

Комбинированные лазерно-ударные станки из линейки Миртелс сочетают достоинства двух вышеназванных технологий. Они являются наиболее совершенным оборудованием для выполнения портретных изображений на памятниках путем их гравирования.

Фрезерные граверы за счет использования различных фрез выполняют снятие тонкого слоя камня. Их особенностью является возможность получения объемных композиций и выпуклого текста, орнамента и других элементов композиции. И все это также выполняется с минимальным участием персонала мастерской.