Эпитафии (надписи на памятниках усопшим) – давняя и неизменная традиция, берущая свое начало из тьмы веков и встречающаяся в различных культурах. Само слово «эпитафия» переводится с греческого языка как «над могилой». Как полагают ученые, первые эпитафии в европейской культуре происходят от погребальных слов, произнесенных в ходе поминок в адрес погибших воинов, царей, выдающихся в своих сферах мужей. Традиция же запечатлевать в камне сведения о покоящемся в саркофаге человеке наглядно прослеживается из погребений египетских фараонов и царей в Малой Азии, а затем и в Римской Империи. Это продиктовано прежде всего желанием сохранить в истории масштаб личности умершего и оставить о нем память в умах потомков на века.
С течением времени менялся характер и содержание надписей на памятниках. В разные эпохи одни стили надгробных слов заменяли другие. Стихотворная форма вытесняла прозу, философские мысли – религиозные цитаты. Поэтому на сегодняшний день существует целая гамма стилей и форм, в которых родственники и близкие покойного могут выразить чувства и эмоции в отношении умершего человека.
Стили эпитафий: какие надписи на памятнике бывают?
Итак, попробуем классифицировать все существующие типы подобного сакрального текстового наполнения, непосредственно переносимого на поверхность гранита, мрамора или иных материалов надгробий.
Исходя из формы ритуальные надписи на памятниках можно разделить на два типа:
- Эпитафии на памятник в стихах;
- Эпитафии в прозе.
Исходя из лица, являющегося объектом направленности слов:
- Усопший. Чаще всего строки отражают значимость человека, его статус, характер его занятий и так далее.
- Его родные, близкие, друзья. Как правило, выполненные строки в таком случае выражают их скорбь в связи с понесенной утратой и другие чувства.
Исходя из содержания строк, носящими тот или иной характер:
- Философские. Как правило, такое наполнение носит размышляющий или констатирующий вечные истины характер, рассуждения о Боге, времени, судьбе и свободе. Например, примером философской эпитафии может служить строка «Человек умирает тогда, когда умирает последняя память о нем» или же «Тот, кто живет ради вечности, не боится умереть».
- Лирические. Как правило, это стихотворные строки или наполненная художественными метафорами и возвышенными образами проза.
- Религиозные. Это могут быть цитаты из Библии, Корана, из других священных в различных религиях книг и писаний. Как правило, такие надписи на надгробии выполняются, если покойный был глубоко верующим человеком и следовал канонам веры.
- Личностные. Такие надписи на плите памятника максимально отражают отношение к покойному со стороны его родных и близких.
- Панегирик. Это традиционные хвалебные речи, возносящие прижизненные успехи или заслуги усопшего.
- Эпитафии другого характера. Это могут быть слова, которые пожелал еще при жизни видеть на своем надгробии сам ушедший из жизни человека. Также это могут быть любые оригинальные надписи на памятник, которые не подпадают под ранее перечисленные типы наполнения.
Все возможные варианты таких надгробных строк невозможно перечислить в рамках одного материала. Поэтому мы предлагаем тем, кто хочет найти наиболее выразительную версию эпитафии для близкого человека, серию тематических статей по этому поводу.
Уверены, что в приведенных образцах текстов для погребальных сооружений найдется тот, что максимально точно сможет отразить значение конкретного человека, его характер и дух, почтить его жизнь и деяния и поделиться болью утраты с окружающими.
Эпитафии на памятники умершим: как выбрать технику для гравирования?
Мало просто подобрать те слова, которые откликаются в вашем сердце в качестве сакрального послания. Важно подумать, реализуемо желание выгравировать выбранный текст определенной длины на памятнике. Ведь наверняка помимо самой надписи там будет портрет усопшего, даты жизни, какие-то иные художественные образы и элементы. Соответственно, необходимо помнить про все эти аспекты и соотносить их со следующими факторами:
- Размер надгробия. Согласитесь, длинные стихи или цитаты на небольшой надгробной плите в качестве эпитафии просто потеряются и будут совершенно нечитабельны. Поэтому соотносите пропорции всех компонентов с желаемой длиной и формой текстового наполнения памятника;
- Дополнительные декоративные возможности. Визуальное восприятие от гравированных строк на любом материале может быть усилено путем использования дополнительных мероприятий. К таковым, например, относится окрашивание цветом, имеющим яркий контраст с оттенком породы камня.
Владельцам гранитных мастерских, осуществляющих услуги гравирования портретных и текстовых изображений на заготовках надгробий, стоит обратить внимание и на метод выполнения такой задачи. Выбирая между ударной и лазерной гравировкой, стоит учитывать пожелания заказчика и породу камня, на котором производится гравировальный процесс.
В этом плане рассматривая оборудование, которое способно выполнить такие задачи с максимальной эффективностью, не обойдите вниманием потенциал гравировальных ЧПУ-станков от компании Миртелс. В частности, в Вашем распоряжении специализированное оборудование по камню ударного или лазерного типа, а также комби станки Mirtels Combi. Оснащение нашей передовой техникой вашей мастерской позволит качественно и выгодно реализовать все пожелания конечных заказчиков ритуальной продукции.